Молодёжи и родителям на заметку. Умение противостоять давлению и говорить «НЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

САНИАТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Молодёжи и родителям на заметку.

Умение противостоять давлению и говорить «НЕТ»

 

Если говорить о самопознании, то впервые интерес к своему внутреннему миру возникает примерно в 11-12 лет. Позже процесс самопознания усложняется, возникает потребность более глубокого познания себя, своего внутреннего мира. Всё поддается пристрастному анализу: переживания, связанные с новыми отношениями, личностные черты, поступки. Молодые люди хотят понять, каково их отношение к себе, к миру вообще, кто они есть на самом деле, они представляют себе, какими они хотели бы быть.

Познать себя помогают друзья, в которых можно увидеть своё зеркальное отражение, найти сходства, и отчасти близкие взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Дружеским отношениям в этот период свойственно интимно-личностное общение. Круг общения становится гораздо шире чем в предыдущих возрастах и не ограничивается близкими друзьями. Компании молодых людей образуются исходя из общих интересов, занятий, способов развлечений, мест проведения свободного времени.

Взрослым необходимо понимать, что психологический смысл существования компаний – защита своих интересов, ощущение своей принадлежности к группе, дающее подростку чувство защищенности. В компаниях начинают формироваться отношения со сверстниками противоположного пола. Эти отношения являются моделью их будущих социальных отношений с миром.

В подростковом и юношеском возрасте значительное место занимает процесс самовоспитания. Основной его целью становится физическое и волевое самосовершенствование. Именно в старшем подросковом возрасте многие молодые люди начинают развивать в себе необходимые волевые качества личности.

 

Одним из распространенных среди современной молодежи способов развития волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, где требуются незаурядная сила и мужество. Это бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей и т.п. У девочек - это учение, занятия различными видами искусства, дизайном, а также женские виды спорта.

 

Зачем развивать волевые качества? Что это дает?

Во-первых – умение управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать большие нагрузки;

Во-вторых – способность управлять любыми видами деятельности, добиваться в ней высоких результатов.

 

Как развиваются и совершенствуются приемы развития волевых качеств?

Вначале молодой человек просто по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами, восхищается ими (10-11 лет). Затем он заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у молодежи считается возраст 13-14 лет.

Поскольку молодые люди ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим.

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда нам предлагают или даже заставляют что-то сделать, например, вступить в ранние или случайные половые контакты без презерватива, употребить наркотик, алкоголь, выкурить сигарету и т.п. А мы, с одной стороны, не хотим этого, а может, и не уверены, что это для нас безопасно. С другой стороны – боимся или стесняемся отказаться по каким-либо причинам.

Многим людям становится не по себе от одной только мысли, что придется кому-то отказать. Однако отказ – это необходимая часть жизненного опыта. Технологии грамотного отказа стоит учиться, развивая и закрепляя в себе этот полезный навык. За нежеланием говорить «нет» прячутся социальные страхи – страх быть отверженными, высмеянными или потерять лицо.

Важно! Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») молодые люди совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут сожалеть!

 

Риску инфицирования подвергается любой человек, практикующий рискованное поведение (употребление наркотиков, незащищенные половые контакты).

Существуют признаки, которые помогают распознать давление, манипуляцию и домогательства и эффективно противостоять им.

 

Самыми частыми приемами давления и манипуляции являются:

  • Провоцирование: «Ты просто боишься!», «Да ты слабак!», «Если ты меня любишь, докажи это!»;
  • Угрозы: «Ты хочешь, чтобы мы поссорились?», «Ты хочешь, чтобы я тебя бросил?», «Ты об этом пожалеешь!»;
  • Напор: «Если ты мне друг, то сделаешь это…!» или «Ты обещала!», «В нашей компании так принято», «Или сейчас или никогда»;
  • Убеждение: «Почему нет? Все так делают!», «Ты не знаешь, от чего отказываешься!», «Разве я могу предложить тебе что-то плохое?»;
  • Упрашивание: «Ну что тебе стоит?», «Ну, пожалуйста, для меня это очень важно!»;
  • Ложные комплименты: «Какие у тебя красивые глаза!», «Мне так нравится, когда ты сердишься!», «Ты же такой мировой парень! Ты же мой лучший друг!».

 

Важно! Если вы не уверены – прислушайтесь к своей интуиции. Какие ощущения вызывает у вас предложение? Если мысль о том, что вы скажете «да», вызывает у вас тревогу, чувство тяжести или другие негативные чувства – не делайте этого!

 

В жизни мы все можем испытывать негативное влияние и давление со стороны. В случае сильного давления со стороны сверстников и старших необходимо использовать технику конструктивного сопротивления.

Как же отказаться от сомнительного предложения? Техника конструктивного сопротивления

Основа № 1. Займите свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин.

Твердо и уверенно скажите «нет», не добавляя никаких комментариев. Не бойтесь говорить слово «нет»! Твердое «нет» лучше, чем вялое «ну, не знаю», которым вы допускаете, что к вам могут обратиться вновь (возможно, в следующий раз вы скажете «да»!).

Основа № 2. Повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий.

Так называемый способ «заезженной пластинки» - постоянно повторять одну и ту же фразу, не вступая в дискуссию (эффект достигается после 4-х кратного повторения), например «Нет, я не хочу!» или одну и ту же причину, например «Я не могу!».

Обязательно используйте местоимение «Я»: «МНЕ это не подходит!»; «МЕНЯ это не устраивает!»; «МНЕ это не нужно!»; «МЕНЯ это не интересует!»; «Я этого делать не буду!».

Основа № 3. Сошлитесь на физическое состояние:

- «Не могу, у меня аллергия» или «Я уже пробовал, и мне было очень плохо» или «Я плохо себя чувствую», «Мне еще пригодится моё здоровье».

Основа № 4. - Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом говорить». Встать и уйти.

 

Прежде всего, следует понимать, что люди, которые не уважают вашего решения, каким бы оно ни было, не стоят ваших переживаний. Если они ваши истинные друзья или хорошие знакомые, то с пониманием отнесутся к принятому вами решению, даже если оно им не нравится!!!

 

Вспомните, пожалуйста:

Ситуации, когда вам приходилось от чего-либо отказываться, например, пойти к кому-то в гости, попробовать что-либо, отказаться от поездки. Какие чувства вы испытывали?

А теперь вспомните ситуацию, когда вам отказывали ваши друзья, близкие или знакомые. Какие чувства вы испытывали?

 

 

ВЫВОД

 

Получается, что наши страхи, связанные с тем, что отношения ухудшатся либо совсем расстроятся, беспричинны, так как большинство людей совершенно нормально реагируют на слово «нет».

Исходя из этого, не надо бояться, что умение отказываться от чего-то приведет вас к изоляции от компании или исключению из нее.

Сказать «да» проще. Но стоит ли ради этого жертвовать собственным счастьем и душевным покоем и испытывать стресс?

Ваши цели и ценности важны. Проявляйте к ним уважение – говорите «нет» всему, что им противоречит. Чувствуйте радость по поводу того добра, которое вы творите, способствуя достижению своих целей!

 

Если у Вас возникли вопросы в ходе прочтения статьи и не только, Вы можете обратиться к специалистам санитарно-эпидемиологического отдела государственного учреждения «Березинский районный центр гигиены и эпидемиологи» по телефону 6-55-94